НОВОЙ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ТЕХНИКИ НА РУП "МИНСКИЙ ТРАКТОРНЫЙ ЗАВОД" В.А. Коробкин, к.т .н ., главный конструктор по спецтехнике-начальник ОКБ, лауреат Ленинской премии, заслуженный работник промышленности РБ Е.А. Малец, зам. главного конструктора ОКБ В современных условиях рыночной экономики эффективность работы, а иногда и выживаемость пред­ приятия в значительной степени зависит от способно­ сти разрабатывать новые виды техники и маневриро­ вать выпускаемой продукцией различного назначения. При массовом выпуске продукции одного вида и ори­ ентации на одного потребителя существует угроза насыщения рынка и, как следствие, спад производства. В настоящее время на РУП "МТЗ" разработана и реализуется концепция создания машин специально­ го назначения, которые расширяют номенклатуру выпускаемой на заводетрадиционной продукции. В соответствии с концепцией разработаны и ос­ воен выпуск шахтных машин для калийных руд­ ников, комплекс машин для лесного хозяйства, машин для коммунального хозяйства и дорож- ^ ного строительства, гусеничный сельскохозяй-, ственный трактор. При разработке концепции создания спе циальных машин учитывались следу ющиетребо вания: высокий технический уровень, сжатые сроки создания и быстрого освоения в произ­ водстве, конкурентоспособность, возможность исполь- зования существующей системы технического обслу­ живания, ремонтной базы и системы снабжения запчастями, ориентирование на различные отрасли народного хозяйства, широкого покупателя и всесе- зонность использования. При создании машин специального назначения использовалось два основных направления. Первое основано на использовании в качестве базовых шасси существующего трактора (новые потребительские свойства достигаются за счет навески специального оборудования); второе — на разработке специальных базовых шасси для различных модификаций машин с использованием тракторных узлов. В свою очередь реализация повышенныхтребований к используемым базовым тракторным узлам в машинах специального назначения способствует повышению технического уровня тракторов. В соответствии с концепцией разработаны и освоен выпуск следующих машин. 1 . Ш А ХТН Ы Е М АШ ИНЫ Д Л Я К А Л И Й Н Ы Х РУДНИ КОВ Машинатранспортная шахтная МТ-353М2 (рис. 1.) предназначена для перевозки людей по горным вы­ работкам калийных рудников. Машина создана с ис­ пользованием серийно изготавливаемых узлов авто­ мобилей ЗИЛ и ГАЗ, оснащена двигателем Минского моторного завода и системой двухступенчатой очист-тж m iт І * 41» Рис. 1. Машина транспортная МТ-353М2 ки выхлопных газов. На базе этой машины создано семейство вспомогательных шахтных машин: машина грузолюдская МГЛ-ЗбЗМ, медицинской помощи ММП- 393М, пожарная МП-403М, поливочная МПЛ-373М 2. КОМ ПЛЕКС МАШИН Д Л Я СТРОИТЕЛЬНОГО, ДОРОЖНОГО И КОММУНАЛЬНОГО хозяйств Машины выполнены как на базе серийных трак­ торов "Беларус", так и на специально созданном шас­ си. На базе трактора МТЗ-082 разработаны и пере­ даны для изготовления Сморгонскому агрегатному за­ воду машина коммунальная "Беларус" 085 ,фронталь­ ный погрузчик 082П01 и уборочно-погрузочная машина 082МУП На базе трактора "Беларус"320 разработаны и освоены в производстве машина коммунальная 320МК с плужно-щеточным оборудованием, фронтальный погрузчик 320П04 грузоподъемностью 400 кг и убороч­ но-погрузочная машина 320МУП с фронтальным погруз­ чиком впереди и щеткой на задней навеске (рис. 2.) На базе тракторов "Беларус" серии 800, 900, 1000 разрабо­ таны и освоены в п р о и зво д­ с т в е Рис.З. Шасси автодорожное Рис. 2. Машина уборочно-погрузочная Беларус-320 МУП машина коммунальная 82МК с плужно-щеточным обо­ рудованием,фронтальный погрузчик82П10М, убороч- но-погрузочная машина МУП-351, машина погрузоч- но-разгрузочная МПР-371 Для дорожного и коммунального хозяйства разработаноуниверсальное автодорожное шасси Ш-406 (рис. 3 .), выполненное на базе основных узлов тракторов "Беларус" с в ы ­ соким процентом унификации. Шасси имеет двухместную кабину, под­ рессоренный передний ве­ дущий мост, оборудова­ на задней навеснойси- стемой, пере­ дней и боко­ вой плитой по DIN, задним и передним B0M,самосвальной платформой грузоподъ­ емностью 3,5 тонны, развитой гидросистемой с пере­ дними, боковыми и задними точками отбора мощнос­ ти. На базе шасси совместно с другими предприятиями создаются машины специального назначения: опрыс­ киватель штанговый ОСШ-2500, вакуумно-уборочная машина МУВ-4500, а также машины для летнего и зим­ него содержания дорог и для городского коммуналь­ ного хозяйства 3 . ГУСЕН И ЧН Ы Й ТРАКТОР И ЕГО М ОДИФИКАЦИИ Разработка гусеничного трактора "Беларус"2102 (рис. 4) является одним из перспективных направле­ ний создания новых машин на МТЗ. Энергонасыщен­ ный трактор мощностью двигателя 210 л .с. воп­ лотил всебеудачноеди- зайнерское исполнение с хорошими , технически­ ми характе­ ристиками. Оригиналь­ ная конст- р у к ц и я двухпоточ- Рис. 4. ного диф- Трактор сельскохозяйственный Беларус2102 ференциального механизма поворота обеспечивает плавный бесступенчатый поворот без потери тяговой силы и скорости движения. Гусеница с резинометал­ лическим шарниром, обрезиненные опорные катки, торсионная подвеска с гидроамортизаторами обес­ печивают возможность движения трактора со скоро­ стью свыше 30 км/час. Хорошая проходимость, не­ большие удельные давления позволяют использовать трактор на сельскохозяйственных работах в более ранние сроки На базе этого трактора разрабаты вается промыш­ ленная и болотоходная модификации тракторов. 4 КОМПЛЕКС МАШИН Д Л Я ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА Создание комплекса лесных машин является одним изосновныхнаправлений производства про­ дукции специального назначения Комплекс лесных машин форми­ руется с учетом современных требова­ ний производственного, экономического и экологического характера, складываю­ щихся в лесохозяйственной и лесозагото­ вительной отраслях. Разработанные на МТЗ лесные машины обеспечивают выполнение различных работ по лесовозобновлению, уходу за лесом и лесо­ заготовкам с использованием существующихтехноло- гий хлыстовой и сортиментной заготовки древесины и рассчитаны на широкий круг потребителей. На базе серийного трактора для выполнения маломасштабных работвлесу разработаны и выпуска­ ются: лесной трактор "Беларус" Л82, оборудованный защитными ограждениями кабины и основных узлов; трактор трелевочный ТТР-401М с тросочокерным тре­ левочным приспособлением и передним толкателем; трактор трелевочно-погрузочный МТП-441, в котором в отличие от трактора ТТР-401М вместо толкателя ус­ тановлен фронтальный погрузчик для погрузки сор­ тиментов грузоподъемностью 750 кг. Для выполнения работ на лесозаготовках по сбору, погрузке и транспортировке сортиментов со- здана машина лесная погрузоч­ но-транспортная МЛПТ-354М (рис. 5). Машина создана на базе основныхузлов серий­ ных тракторов "Беларус" в виде двух шарнирно сочле­ ненных модулей - энерге­ тического и технологичес­ кого с колесной формулой 4x4 и одинаковыми шина­ ми низкого давления, что обеспечиваетей высокую проходимость. Машина обо­ рудована гидроманипулятором, причем опорная пли­ та обеспечивает возможность установки различныхти- пов манипуляторов по заказу потребителей. Энергетический модуль машины МЛПТ-354М яв­ ляется базовым для трелевочных машин МЛ-127 стро- сочокерным оборудованием и МЛ-127С с пачковым захватом, а также для машины погрузочно-разгрузоч­ ной МЛПР-394. Для промышленной заготовки леса создан ком­ плекс машин, включающий валочно-сучкорезно-рас- кряжевочную машину МЛХ-424 и погрузочно - транс­ портную машину МЛ-131, колесной формулой бхб. Высокую производитель­ ность комплексу обеспе- Рис.5 Машина погрузочно-транспортная Беларус МЛПТ-364 водительная харвестерная головка LAKO-550 Premio, гидроманипуля­ тор Loglift 220V83 и повы­ шенная до 11 т грузо­ подъемность форвардера обеспечивают комплексу высокую эффективность при сортиментной заготовке дре­ весины. Реализация концепции создания новыхмашинсуче- том мировой тенденции по выпуску многочисленных модификаций специализированных машин небольши­ ми сериями для различных платежеспособных потре­ бителей позволяет стабилизировать объемы выпуска продукции, снизить сезонность загрузки предприятия, а также определить перспективы завода на внутрен­ нем и внешнем рынках. Прогнозный выпусктоварной продукции наза- воде на 2005 - 2011 годы, сформированный на основа­ нии проведенных маркетинговых исследований и изу­ чения рынков сбыта, предусматриваетувеличение доли специальных машин в общем объеме выпускаемой на заводе продукции. Так планируемый объем выпуска тракторов и специаль- чивает харвестерная го ловка Maskiner SP551LF и гидроманипулятор СгапаЬ CGH12, установленный на МЛХ-424, и форвардер МЛ- 131 грузоподъемностью 10 т с манипулятором с грузовым моментом 80 кНм. Для более комфортных условий работы создан новый комплекс, включающий харвестер МЛХ-434 (рис. 6) и форвардер МЛПТ-364 (рис. 7) с двигателем мощностью 150 л .с . и колесной формулой бхб. На машинах установлены гидромеха­ ническая трансмиссия с автоматической коробкой пе­ редач и передний мост немецкой фирмы ZF Passau, рулевое управление "Danfos", автономный подогре­ ватель "Webasto". Кабина оснащена бро­ нированными стеклами, моноблоч­ ным кондиционером-отопителем, поворотным креслом с элект­ рическим джойстиковым уп­ равлением машиной,техно­ логическим оборудованием и трансмиссией, компью­ терной системой Motomit IT4 управления харвестер- ной головкой. Многофунк­ циональная высокопроиз- Рис.7. ных машин в 2005 году составит 38000 шт. и, непрерывно воз­ растая, достигнете 2011 году 71000 шт. (темп роста 187 % ). В то же время планиру­ емый объем выпуска специ- Рис.б. альных машин в 2005 году Машина составит соответственно валочно- Зб0шт.,ав2011 году 2400 сучкорезно-раскряжевочная Беларус МЛХ-434 щ т _ ( т е м п р о с т а б б 5 о/о)_ Кроме того, за прогнозируемый период значи­ тельно обновится ассортимент выпускаемой техники. Так, в соответствии с заданием министерства промыш­ ленности РБ, доля новой продукции в общем объеме выпуска товарной продукции на заводе до конца 2004 года составит не менее 15%, а начиная с 2005 года должна выйти на рубеж 20%. 4 Для всехспециальных машин производства МТЗ на период 2005-2011 годов избрана стратегия маркетинга прочного внедрения на рынок, ориенти­ рованная на привлечение боль­ шого числа покупателей и заво­ евание значительной доли рынка высоким качеством вы­ пускаемой продукции, посто­ янным обновлением и под­ держанием ее на высоком техническом уровне. Машина погрузочно-транспортная Беларус МЛПТ-354М