УДК 622.279-620.9 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ ОАО «БЕЛТРАНСГАЗ» МАЙОРОВ В. В. ОАО «Белтрансгаз» Вопросы, связанные с инвестированием наиважнейших направлений экономики, являются основополагающим инструментом при обеспечении экономической безопасности любого государства, будь то страны-гиганты именно с точки зрения развития собственных экономик (США, Китай, Германия, Великобритания, Россия, Япония) или менее развитые экономи- ки, к которым и причисляется Республика Беларусь. В связи с этим за по- следние 5–7 лет в нашей стране сформировалось вполне устойчивое миро- воззрение относительно того, где и какими методами необходимо с наи- высшей степенью эффективности черпать имеющиеся резервы в реальном секторе экономики. Учитывая реальную ситуацию и положение дел в нашей экономике, разработаны основополагающие документы для всех без исключения отраслей народного хозяйства, которые, безусловно, будут способствовать поступательному движению нашей страны с тем, чтобы удержать и приумножить тот уровень развития экономики, который дос- тигнут в 2003–2008 гг. Несмотря на разразившийся в 2008 г. экономический кризис и даль- нейшее разрушительное его влияние на ведущие экономики мира (США, Япония, Китай), экономическое состояние Республики Беларусь по- прежнему остается достаточно стабильным, хотя и зависимым от мирового экономического кризиса. Значительными предусмотрительными и преду- предительными шагами в противостоянии этому кризису явились утвер- жденные Президентом Республики Беларусь основополагающие докумен- ты [1–5]. Поступательное движение любой экономики мира, ее стабильность су- щественно зависят от фактического состояния топливно-энергетическо- го комплекса (ТЭК). В связи с этим важнейшим инструментом, влияющим на состояние ТЭК, является бесперебойное обеспечение страны углеводо- родными ресурсами. Для нашего конкретного случая – это обеспечение сырой нефтью отечественных нефтеперерабатывающих и природным газом промышленных предприятий и энергогенерирующих устройств. э к о н о м и к а э н е р г е т и к и 70 Ведущее место среди всей совокупности энергетических объектов Рес- публики Беларусь отводится ее газотранспортной системе. Это важнейший стратегический объект, бесперебойно функционирующий на протяжении более 50 лет, благодаря чему была обеспечена энергетическая безопасность Республики Беларусь, особенно за последние 15 лет. Газотранспортная система Беларуси включает 7502,38 км газопроводов (в однониточном ис- числении), функционирование которой обеспечивают 235 газораспредели- тельных станций (ГРС) и газорегуляторных пунктов (ГРП) (227 ГРС, 8 ГРП). При этом следует отметить, что в структурную схему газопроводов входят участки, перечисленные в табл. 1. Таблица 1 Протяженность газопроводов и количество ГРС и ГРП № п/п Наименование участка Протяженность, км Диаметр газопровода, мм Количество ГРС, ГРП 1 Оршанский 1080,99 1420 и менее 36 2 Крупский 963,03 1420 и менее 22 3 Минский 1101,85 1420 и менее 34 4 Несвижский 835,57 1420 и менее 25 5 Слонимский 857,39 1420 и менее 28 6 Кобринский 1056,65 1220 и менее 34 7 Осиповичский 551,74 720 и менее 23 8 Гомельский 1055,18 1420 и менее 33 В 2011 г. в республике завершен процесс продажи активов ОАО «Бел- трансгаз» ведущему мировому гиганту по добыче и транспортировке природного газа ОАО «Газпром», Российская Федерация (как самой газо- транспортной системы (трубы), так и обслуживающих ее всех объектов государственного сектора Беларуси). Эта сделка признана обеими сторо- нами взаимовыгодной и одной из наиболее эффективных для нашего госу- дарства. Обоснованием цены с учетом остаточной стоимости имущества ОАО «Белтрансгаз» и оценкой бизнеса занималась ведущая европейская компания «Amro Банк». Она, в свою очередь, подтвердила итоговую фак- тическую цену на уровне около 5000 млн дол. США, в рамках кото- рой и был заключен договор купли-продажи активов ОАО «Белтрансгаз». Другие сопутствующие выгоды для Беларуси отразились в существенном снижении цены на природный газ по сравнению с действующими мировы- ми ценами на долгосрочную перспективу. Последнее обстоятельство имеет исключительно важное значение для повышения доли экспорта готовой продукции Республикой Беларусь и обеспечения ее конкурентоспособно- сти на внешних рынках. Переход газотранспортной системы нашей страны в структуру ОАО «Газпром» требует и новых методов управления. Наме- тились реформы не только в области реструктуризации организационной структуры, но и появилась возможность на базе новых инновационных ме- тодов и приемов обеспечить эффективную работу всех функционирую- щих элементов, и в первую очередь магистрального газопровода. Переход ОАО «Белтрансгаз» в собственность ОАО «Газпром» потребует постоян- ного научного поиска, анализа и обоснования методологических подходов при разработке стратегического развития предприятия, эффективного управления им в условиях конкурентной среды. Не секрет, что сегодня 71 в мире многочисленные издания приводят информацию о деятельности десятков тысяч предприятий, успешно функционирующих на поле газового и нефтяного рынков: по добыче и переработке, транспортировке и сервису, экологии, контролю за коррозионной стойкостью, программному обеспе- чению, консалтинговым услугам и др. Все эти компании и являются так называемой бизнес-средой. ОАО «Белтрансгаз» – монополист по поставке природного газа в Рес- публику Беларусь и транзиту его в соседние страны. Структура управления компанией показана на рис. 1. Управления магистральных газопроводов (УМГ) Рис. 1. Структура управления ОАО «Белтрансгаз» Наблюдательный совет Генеральный директор Общее собрание акционеров Ревизионная комиссия Дирекция Административный и производственно-технический персонал ОАО «Белтрансгаз» Обособленные подразделения ОАО «Белтрансгаз» Молодечненское управление буровых работ (МУБР) Ремонтно-наладочное управление (РНУ «Белгазэнергоремонт») Управление «Газкомплект» Управление «Торгсервис» Управление «Минскавтогаз» Мозырское подземное хранилище газа (ПХГ) Представительство в Республике Польша Представительство в Российской Федерации Оршанское управление Крупское управление Минское управление Несвижское управление Кобринское управление Слонимское управление Гомельское управление Осиповичское управление 72 При этом «Белтрансгаз», особенно в период 2007–2011 гг., столкнулся с необходимостью углубленного анализа и учета экономических, социаль- но-политических и, что очень важно, научно-технических и других изме- нений, которые происходят в окружающем энергетическом сообществе, контроля ситуаций, связанных с различными изменениями и рисками в нефтегазовой среде. Необходимо также отметить, что, несмотря на доста- точно затянувшийся процесс (2005–2011 гг.) выкупа государственных ак- тивов ОАО «Белтрансгаз» «Газпромом», белорусский субъект хозяйство- вания, являясь самостоятельной структурой, был надежным партнером при поставке природного газа в страны Европы. Но в то же время становится очевидным и другое обстоятельство: необхо- дим учет внутренних возможностей структуры во взаимосвязи с важнейшими стратегическими задачами ее поступательного движения и развития, достиже- ния максимально возможной прибыли, что в итоге позволит сделать компа- нию максимально привлекательной для инвестирования собственными сила- ми и иностранными партнерами. Возвращаясь к анализу ряда директивных и основополагающих документов из области энергетического комплекса Рес- публики Беларусь [1–5], можно отметить, что во всех материалах одной из важнейших является задача бесперебойной транспортировки и поставки при- родного газа в Республику Беларусь и далее в страны Западной Евро- пы, Украину и оттуда в Европу (около 60–65 % природного газа поставляет- ся в страны Западной Европы через Украину и примерно 35–40 % – через Бе- ларусь). Если рассмотреть фактический топливный баланс Беларуси, то можно увидеть цифры, подтвержденные сегодняшними реалиями: суммарное по- требление всех видов ТЭР находится на уровне 40 млн т у. т., выработка собственной электрической энергии – на уровне 30–35 млрд кВт∙ч, при этом около 96 % электроэнергии вырабатывается путем использования природного газа. Таким образом, одним из важнейших факторов обеспече- ния бесперебойного и эффективного варианта поставок природного газа является состояние самой газотранспортной системы, в состав которой, как было отмечено ранее, входят газопроводы протяженностью в однониточ- ном исчислении 7502,38 км, 235 ГРС и ГРП, а также семь газоизмеритель- ных станций, четыре узла редуцирования, 11 редуцирующих пунктов МГ «Ямал – Европа», более 400 шкафных регуляторных пунктов и шкафных регуляторных установок (ШРП и ШРУ), порядка 70 км газопроводов газо- распределительной системы. Кроме того, ОАО «Белтрансгаз» по догово- ру аренды эксплуатирует 575 км МГ «Ямал – Европа», принадлежащего ОАО «Газпром». В эксплуатации находится более 1300 переходов через автомобильные и железные дороги, 49 воздушных переходов, более 400 ниток переходов газопроводов через водные преграды (реки, ручьи, каналы). Службами ЛЭС эксплуатируется около 6500 кранов, установлен- ных более чем на 1100 крановых площадках. Специалистами «Белтрансга- за» на трассе газопроводов за 2011 г. произведен ремонт 90 кранов различ- ного диаметра и выполнены работы по замене 38 негерметичных кранов DN 50–DN 400. В рамках реализации «Плана проведения технического диагностирова- ния объектов МГ ОАО «Белтрансгаз» в 2011 г.» совместно с физико-тех- 73 ническим институтом НАН Беларуси выполнены работы по определению параметров дальнейшей эксплуатации и ожидаемого остаточного ресурса работы линейной части 11 газопроводов общей протяженностью 576,6 км. По всем газопроводам, отработавшим нормативный срок (33 и более лет), имеются заключения о параметрах дальнейшей эксплуатации и ожидаемом назначенном ресурсе работы линейной части газопроводов. В настоящее время на предприятии эксплуатируется 13 КС, пять из которых установлены на линейной части магистрального газопровода «Торжок – Минск – Ивацевичи – Долина», пять – на линейной части МГ «Ямал – Европа» и три – на ПХГ. В состав КС входят 17 компрессорных цехов (КЦ) с общим количеством установленных в них газоперекачиваю- щих агрегатов (ГПА) 115 единиц и суммарной мощностью 750 тыс. кВт. Энергосбережение. Учитывая исключительную важность реализации до 2020 г. мероприятий, предусмотренных Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь [1], следует отметить, что для эффек- тивной работы такой колоссальной по своему масштабу комплексной структуры, как магистральный газопровод ОАО «Белтрансгаз», одним из определяющих направлений является энергосбережение, в том числе сни- жение потерь газа. При этом в рамках двух вариантов Концепций энерге- тической безопасности Республики Беларусь [1, 2] было предусмотрено снижение потребления валовых ТЭР на 20–25 % начиная с 2005 г., при этом обеспечивая снижение потребления ТЭР на 1,5 млн т у. т. и более в год. Для Беларуси, где энергоемкость ВВП в 1,5, а для некоторых отраслей народ- ного хозяйства и в 1,8–2 раза превышает аналогичные показатели наиболее развитых стран (Япония, Германия, Франция и др.), это говорит о том, что потенциал снижения потребления ТЭР и энергоемкость ВВП еще доста- точно велики [3]. До 2009 г. ОАО «Газпром» занимало второе место в энергобалансе Рос- сийской Федерации по уровню потребления ТЭР после РАО «ЕЭС Рос- сии». После самоликвидации последней, естественно, занимает лидирую- щее место, что в итоге не может не сказаться на объеме потребления ТЭР всего промышленного производства Российской Федерации и, безусловно, ВВП в целом. В деятельности ОАО «Газпром» ключевые направления развития свя- заны с экономией топливно-энергетических ресурсов: энергосбереже- ние всегда играло первостепенную роль. Поэтому разработан ряд целевых программ, которые наряду с собственными мероприятиями учитывают требования профильных документов отраслевого и федерального уров- ней и прежде всего Закона Российской Федерации «Об энергосбереже- нии» (1996 г.). В Республике Беларусь ключевыми законами, как отмечалось выше, являются утвержденные соответствующими указами директивные доку- менты [1, 2, 4]. После вхождения в структуру ОАО «Газпром», по сути с 2007 г., в ОАО «Белтрансгаз» разработаны дополнительные меры, на- правленные на экономию теплоты и электрической энергии для нужд предприятий и уменьшение потерь газа. Одним из таких направлений в процессе модернизации выбрано применение в комплексном энергоба- лансе дополнительных энергогенерирующих мощностей, в том числе изу- 74 чается вопрос возможного использования турбодетандерных установок с целью выработки электрической энергии при обеспечении собственных нужд и реализации части электроэнергии в белорусскую энергосистему. Рассмотрим некоторые реальные данные с тем, чтобы представить фак- тическое состояние в газовой отрасли для последующей оценки масштабов расхода и экономии ТЭР. Если исходить из общего количества расхода энергетических ресурсов в ОАО «Газпром», то эта цифра практически в два раза превосходит валовое потребление ТЭР Республики Беларусь (80 млн т у. т. в ОАО «Газпром» против 40 млн т у. т.). При этом цифра 80 млн т у. т. соответствует практически 8 % всех ТЭР, потребляемых Рос- сийской Федерацией. Безусловно, принятие масштабной программы по энергосбережению в условиях функционирования структуры ОАО «Газ- пром», и в первую очередь для добывающих подразделений газо- и нефте- перерабатывающих предприятий, – необходимый фактор обеспечения энергетической безопасности страны. Экономия ТЭР на уровне 5–7 % будет соответствовать объему их по- требления двумя-тремя крупными металлургическими комплексами с пол- ным циклом или тремя-четырьмя крупными химическими предприятиями по производству, например, азотных удобрений, или пятью-шестью нефте- перерабатывающими заводами и т. д. Как было сказано выше, энергосбере- гающая политика ОАО «Газпром», безусловно, опирается на созданную за последние 10–15 лет нормативно-правовую базу, объединяющую наряду с федеральным законодательством собственные законотворческие доку- менты [5]. ОАО «Белтрансгаз» в своей собственной энергетической политике так- же руководствовалось и руководствуется в настоящее время созданной и утвержденной Президентом Республики Беларусь нормативно-правовой базой [1, 2, 4, 6, 7]. Отмечено [1], что суммарный потенциал энергосбере- жения для ОАО «Белтрансгаз» находится на уровне 50 тыс. т у. т. Поэтому одним из важнейших направлений на ближайшие 3–4 года, по мнению ав- тора, будет реализация мероприятий по экономии природного газа, элек- трической и тепловой энергии, котельно-печного топлива, светлых нефте- продуктов и др. В этом ряду исключительно эффективно и продуктивно может про- явить себя инновационное направление модернизации, а именно: создание комбинированных энергокомплексов, в первую очередь на базе современ- ной турбодетандерной техники. То есть в конкретном случае необходимо стремиться к повышению энергоэффективности функционирования газо- перекачивающего оборудования [8]. Повышение эксплуатационной способности и жизнедеятельности магистральных газопроводов. Анализ сроков эксплуатации газопроводов (рис. 2) показывает, что практически 40 % из них имеют значительный срок эксплуатации. В основном вся укладка труб диаметром 720–1420 мм реализована в СССР в период 1960–1980 гг. С целью повышения эффективности и надежности газотранспортной системы Республики Беларусь постоянно проводятся профилактические работы с привлечением самых современных методов диагностики и ремон- тов газопроводов без срывов технологического процесса транспортировки 75 природного газа, что позволило ОАО «Белтрансгаз» быть надежным по- ставщиком энергоресурсов. Рис. 2. Протяженность газопроводов в зависимости от сроков эксплуатации: – свыше 33 лет; – до 10 лет; – от 11 до 20 лет; – от 24 до 30 лет На основании мирового опыта эксплуатации газопроводных сис- тем следует отметить, что трубопроводы нового поколения, с которыми республика обязана войти в следующее десятилетие (начиная с 2020 г.), должны объединять в себе технические решения, которые и обеспечат промышленную, социальную и экологическую безопасность и надежность функционирования. А, учитывая то обстоятельство, что доля природного газа в мировом энергобалансе может составить 30–32 %, эта проблема име- ет мировое значение. В настоящее время ОАО «Газпром» предпринимаются усилия увеличе- ния общего объема транзита природного газа к 2020 г. на 20 %. Очевидно также и то обстоятельство, что в Западной Европе в связи с закрытием це- лого ряда ядерных энергетических блоков, отработавших свой ресурс (Франция, Германия, Швеция и др.), на первые позиции в качестве топлив- ного ресурса, безусловно, выходит природный газ, в первую очередь за счет более высоких экологических и энергетических характеристик по сравнению с энергетическими углями, а также как технологическое сы- рье для промышленности. Необходимо отметить, что для Республики Беларусь существующий се- годня баланс ТЭР изменится незначительно даже после ввода в эксплуата- цию первого и второго энергоблоков АЭС общей мощностью 2400 МВт. Несмотря на замещение значительной части ТЭР (около 5 млрд м3 газа), суммарные поставки природного газа из Российской Федерации в Беларусь не претерпят существенных изменений, так как с ростом ВВП в стране ис- пользование природного газа практически не изменится. Следует также учитывать специфику трубопроводного транспорта ОАО «Белтрансгаз» в период 2007–2011 гг., которая, по имеющимся про- изводственным данным, заключается, как правило, в чрезмерно продолжи- тельной эксплуатации еще постсоветских стальных трубопроводов (рис. 2), а также в невысокой их противокоррозионной стойкости (при этом корро- зия изоляции происходила даже за непродолжительный период време- ни – 12–15 лет). Некоторые литературные данные, например [9], свиде- тельствуют о том, что этот период еще более скоротечен и достигает по- рядка 10–12 лет эксплуатации. Приступая к обсуждению исключительно важного и актуального для сегодняшнего уровня развития техники и технологий – покрытий стальных газотрубопроводов, будем опираться на следующие предпосылки: 25 % 34 % 19 % 22 % 76 • значительная часть трубопроводов изолирована с использованием тех материалов, которые на тот период времени применялись в технологиче- ском процессе; • среднестатистический уровень (период) эксплуатации подобных по- крытий составляет 12–15 лет. Здесь становится очевидным (если следовать диаграммам, приведенным на рис. 2), что более половины газопроводов, находящихся в эксплуатации, имеют срок эксплуатации более 20 лет; • необходим поиск новых методов и средств для создания эффективных методов изоляции и переизоляции стальных газопроводов высокого давле- ния с целью обеспечения условий длительной эксплуатации их в совре- менных условиях. Таким образом, с целью повышения эксплуатационной долговечности и устойчивости работы газотранспортной системы автором предлагается для пассивной защиты трубы эффективное новое средство с учетом всех спо- собов прокладки. Из всего многообразия аналитического материала по коррозионной стойкости магистральных трубопроводов выделены техно- логии и оборудование, которые проявили себя с высокой степенью надеж- ности, а значит, и с высокой эффективностью [10–14]. Основное внимание следует уделить, прежде всего, современным, инно- вационным способам повышения эффективности функциональной деятель- ности магистральных газопроводов, базирующимся на технологиях начала XXI в. В последние годы в ряде стран, имеющих крупные трубопроводные системы, в том числе в России и Украине, были разработаны и внедрены но- вые технологические процессы капитального ремонта трубопроводов с применением полимерных изоляционных материалов холодного отвержде- ния (полиуретанов), пригодных для нанесения в трассовых условиях. Как показали испытания, полиуретановые изоляционные покрытия, применяемые для изоляции трубопроводов, по всем показателям (адгезии, прочности при ударе, сплошности, переходному электрическому сопро- тивлению, сопротивлению катодному отслаиванию, водопоглощению, термостойкости) удовлетворяют требованиям ГОСТ Р 5511164–98 «Тру- бопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от кор- розии», а по отдельным показателям значительно их превышают. На сего- дняшний день эти материалы являются лучшими для защиты трубопро- водов от коррозии. С использованием полиуретановых материалов произ- водится ремонт изоляции трубопроводов в ряде стран мира, в том числе в США, Канаде, Германии, Англии, Голландии. По имеющимся в системе ОАО «Газпром» сведениям, в России ежегод- но осуществляется капитальный ремонт порядка 1000–1200 км магист- ральных трубопроводов (40 % – на основе применения композитных мате- риалов), в Украине – порядка 90–100 км (30 % – на основе применения композитных материалов). В Ы В О Д Ы В статье автором предпринята попытка обобщить опыт функциониро- вания ОАО «Белтрансгаз», при этом выделены одни из основных опорных точек вступления организации в современную газовую бизнес-среду по- средством разработки и применения инновационных методов модерниза- ции магистральных газопроводов, компрессорных и газораспределитель- ных станций и др. 77 Наряду с этим показано, что ОАО «Белтрансгаз» до объединения в 2011 г. с головной организацией вело разработки по повышению жизнедеятельно- сти системы и при этом в своей работе опиралось на нормативно-правовую базу, созданную в Республике Беларусь за последние 5–7 лет и утверж- денную Президентом [1, 2, 4, 6, 7], а также на имеющийся опыт ОАО «Газ- пром» в этом направлении. В качестве инструментов, обеспечивающих повышение надежности га- зотранспортной системы страны, в том числе исходя из лучшего зарубеж- ного опыта, выбрано два важных направления: • повышение эффективности энергосбережения при эксплуатации газо- вой трубы за счет использования потенциала компрессорных перекачи- вающих устройств и создания на этой основе промышленных объектов в комплексе с турбодетандерными устройствами; • тотальная борьба с коррозией магистральных газопроводов посредст- вом применения самых современных способов и материалов по изоляции и переизоляции стальных труб большого диаметра. Л И Т Е Р А Т У Р А 1. К о н ц е п ц и я энергетической безопасности Республики Беларусь: Указ Президен- та Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. № 433. 2. К о н ц е п ц и я энергетической безопасности и повышения энергетической независимо- сти Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399. 3. М я с н и к о в и ч, М. В. Основные направления реформирования энергетического комплекса Республики Беларусь / М. В. Мясникович, В. И. Тимошпольский, С. П. Ткачев // Информационный бюллетень Администрации Президента Республики Беларусь. – 2006. – № 7. – С. 65–73. 4. Э к о н о м и я и бережливость – главные факторы экономической безопасности го- сударства: Директива Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3. 5. Р е а л и з а ц и я энергосберегающей политики ОАО «Газпром» в современных ус- ловиях / В. В. Огнев [и др.] // Газовая промышленность. – 2009. – № 3. – С. 76–80. 6. Г о с у д а р с т в е н н а я комплексная программа модернизации основных про- изводственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увели- чения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах: Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399. 7. Г о с у д а р с т в е н н а я комплексная программа модернизации основных произ- водственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличе- ния доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов до 2011 года: Указ Президента Республики Беларусь от 15 ноября 2007 г. № 575. 8. М и к а э л я н, Э. А. Оптимизация режимов работы газоперекачивающих КС газо- проводов / Э. А. Микаэлян // Газовая промышленность. – 2007. – № 8. – С. 86–88. 9. Г у б а н о к, И. И. Ремонт как фактор продления ресурса магистральных газопро- водов / И. И. Губанок // Газовая промышленность. – 2007. – № 1. – С. 51–53. 10. Т е х н о л о г и и переизоляции и новые изоляционные покрытия для защиты МГ / В. Н. Дедешко [и др.] // Газовая промышленность. – 2005. – № 2. – С. 68–70. 11. I т к i н, О. I. Економiчнi механiзми iнновацiйноï та iнвестицiноï дiяльностi при реставрацii магiстральних газопроводiв Украiни / О. I. Iткiн. – Киïв: Науковий свiт, 2002. – 306 с. 12. Т е п л и н с к и й, Ю. А. Управление эксплуатационной надежностью магистральных трубопроводов / Ю. А. Теплинский, И. Ю. Быков. – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2007. – 400 с. 13. О с о б е н н о с т и и перспективы длительной эксплуатации газопроводов / И. И. Ве- лиюлин [и др.] // Газовая промышленность. – 2010. – № 1. – С. 44–45. 14. П р и м е н е н и е полиуретановых покрытий при капитальном ремонте ма- гистральных газопроводов / С. В. Разгуляев [и др.] // Газовая промышленность. – 2011. – № 2. – С. 63–65. 78 Поступила 10.10.2012 79