Инженерия: интеллектуализация труда и когнитивная деятельность
Another Title
Engineering: Labor intellectualization and cognitive activity
Bibliographic entry
Николаевский, В. В. Инженерия: интеллектуализация труда и когнитивная деятельность = Engineering: Labor intellectualization and cognitive activity / В. В. Николаевский, И. А. Шамардина // XII Форум вузов инженерно-технологического профиля Союзного государства : сборник научных трудов / Белорусский национальный технический университет ; ред. Т. В. Матюшинец. – Минск : БНТУ, 2024. – С. 134-142.
Abstract
В статье обосновывается понятие инженерия как способность человека к инновационной деятельности и определяется его когнитивными способностями. Развиваясь как уникальные способности отдельных личностей, в настоящее время инженерия становится объективной необходимостью каждого специалиста. Это объясняется действием закона экспансии разума и его следствия как закономерности эволюции общественного развития. Эта закономерность заключается в поэтапном вытеснении живого труда и замещении его интеллектуальной деятельностью. Связанная с этим объективная потребность в развитии когнитивных способностей человека ставит перед системой образования задачи не формального отношения к обучению, а создания современной национальной информационно-коммуникационной системы образования и обучения на протяжении всей жизни – образовательной экосистемы. Предложенная архитектура такой системы образования может быть интегрирована в образовательные системы более высокого уровня, создавая интегрированную глобальную систему подготовки специалистов, обеспечивающих развитие когнитивных способностей и формирую инженерный подход к решению актуальных задач в различных сферах человеческой деятельности и обеспечивая устойчивое экономическое развитие предприятия, региона, государства.
Abstract in another language
The article substantiates the concept of engineering as a person's ability to innovate and is determined by his cognitive abilities. Developing as unique abilities of individuals, engineering is now becoming an objective necessity for every specialist. This is explained by the action of the law of expansion of reason and its consequences as a pattern of evolution of social development. This pattern consists in the gradual displacement of living labor and its replacement by intellectual activity. The related objective need for the development of a person's cognitive abilities poses the task of the education system not of a formal attitude to learning, but of creating a modern national information and communication system of education and lifelong learning. The proposed architecture of such an education system can be integrated into higher-level educational systems, creating an integrated global system of training specialists who ensure the development of cognitive abilities and form an engineering approach to solving urgent problems in various spheres of human activity and ensuring sustainable economic development of an enterprise, region, state.