dc.description.abstract | Объект исследования: история студенческих отрядов Беларуси от зарождения по настоящее время.
Цель работы: раскрыть историю студенческих отрядов Беларуси; формы и методы работы комсомольских органов, штабов студенческих отрядов различного уровня по организации работы линейных, сводных, зональных, областных и Белорусского Республиканского стройотрядов в разных регионах СССР и за его пределами; раскрыть необходимость и значение профильных отрядов (строительных, сельскохозяйственных, экологических, педагогических и др.); показать конкретные результаты труда студентов, количество студентов, участвовавших в этой работе, а также значение студотрядов в формировании личности молодых людей, их взрослении, овладении новыми профессиональными навыками, приобретении руководящих навыков, ответственности за порученное дело. Метод или методология проведения работы. В ходе исследования авторы использовали сравнительно-исторический, статистический методы, которые связаны между собой и используются в разных сочетаниях. Результаты работы и их новизна: Использование богатого архивного материала, многое из которого впервые вводится в научный оборот, изучение текущего архива ЦК ОО БРСМ, изучение и осмысливание публикаций предшественников, по большей части носящих публицистический характер, опора на личный опыт участия ряда авторов исследования в работе студенческих отрядов в разные годы, участие в работе различных общественных формирований, связанных с деятельностью студенческих отрядов в настоящее время, изучение более 40 воспоминаний ветеранов стройотрядовского движения позволило авторам достаточно полно и всесторонне показать значение работы стройотрядов для социально-экономического развития Беларуси и других бывших советских республик, а также для формирования лучших моральных качеств молодых людей – участников патриотического движения в составе студенческих отрядов. Используя различные сведения, в том числе и косвенные, авторам удалось подсчитать общие цифры участников патриотического, созидательного движения по итогам пятилеток и в целом за большие промежутки времени, что достигнуто впервые в историко-молодёжных научных исследованиях. В работе широко раскрыты различные формы и методы работы отрядов на разных исторических периодах, появление отрядов нового профиля, стремление молодых людей к новациям. В исследовании заслуженно показаны многие герои трудовых семестров, отмечены их конкретные заслуги в развитии стройотрядовского движения. Успеху и росту авторитета деятельности студентов в третьем семестре способствовали соревнование, внедрение бригадного подряда, хозяйственного расчёта, студенческого Знака качества, проведение множества конкурсов, фестивалей, акций, шефство над ветеранами войн и труда, над памятниками героям, проведение концертов агитбригад, лекций, организация бюро добрых услуг, пионерских лагерей «Спутник», перевоспитание трудновоспитуемых и др. В работе подчёркивается, что многие отряды работали не только на территории Беларуси, но и в Молдавии, Сибири, Нечерноземье, Коми АССР, Камчатке, Приморском и Ставропольском краях и за рубежом. Это значительно расширяло их кругозор, позволяло шире узнать культуру, традиции местного населения, а, с другой стороны, усиливало мотивацию их результативного, нужного для всей страны труда. Эти и другие сведения, содержащиеся в исследовании, убедительно свидетельствуют о новизне предпринятой работы и её значении. Абсолютно новым явлением в исторической литературе стало отражение работы студентов в ходе летних семестров в 2000-х годах ХХ века. Впервые в современной литературе показана работа студентов на таких социально-значимых объектах для Республики Беларусь, как Белорусская АЭС, Национальная библиотека, Минск-Арена, Чижовка-Арена, благоустройство многих населённых пунктов к Республиканским праздникам «Дожинки» и Дней белорусской письменности, реконструкция Августовского канала, Большого театра оперы и балета Беларуси и многих других. С другой стороны, авторы показывают и некоторые проблемы имевшиеся в работе студотрядов, как в прошлом, так и в настоящее время и предлагают конкретные рекомендации по повышению результативности работы студотрядов и их авторитета. Степень внедрения: Авторы исследования (К. И. Баландин, Р. С. Машковский) неоднократно выступали с результатами исследования и предложениями по улучшению работы стройотрядов на различных семинарах, заседаниях Республиканского Совета ветеранов стройотрядов при ЦК ОО БРСМ. К. И. Баландин, Н. Б. Щавлинский выступали с сообщениями о проделанной работе на 17-й Международной научно-технической конференции БНТУ, тезисы переданы для публикации («Роль студенческих отрядов в формировании личности молодого человека», «Стройотрядовское движение в Беларуси в 1981 – 1990 – х гг.»). Кроме того, Н. Б. Щавлинский опубликовал статью «Информационно-аналитический аспект в исследовании стройотрядовского движения в Беларуси в 1981 – 1985 гг.» - (см.: Материалы Международной научно-теоретической конференции «Информационные технологии в политических, социально-экономических, правовых и технических системах». – Минск, электронный вариант, БНТУ. ФТУГ, 2019.- С. 313 – 317.). Область применения: результаты исследования и предложенные рекомендации могут быть включены как составная часть курса «История Беларуси» и курса по истории молодёжного движения, а также для проведения практических семинаров, круглых столов для участников и организаторов студенческого движения. Материалы исследования могут также быть использованы при подготовке диссертационных работ по проблемам развития молодёжного движения и занятости подрастающего поколения. Экономическая эффективность или значимость работы: Изучение и практическое использование опыта организации работы студенческих отрядов в 1963 – 2000 и 2000 – 2019 гг. может быть с большой пользой использовано в наши дни, когда стройотрядовское движение приобрело новый размах, обогатилось новыми формами деятельности. Это может принести не только социально-политическую значимость, но и опосредованно – экономическую – при условии высокой организации труда студентов, их хорошей профессиональной подготовки (в зависимости от профиля отряда) и высокой мотивированности в результатах своего труда. Значимость работы определяется и тем, что впервые написанная монография по истории студенческих отрядов Республики Беларусь является своеобразной памятью труда прошлых поколений, и в то же время - учебником для нынешнего поколения студенческой молодёжи. Прогнозные предположения о развитии объекта исследования: Проведенный авторским коллективом анализ истории развития ССО за 56 лет их существования в Беларуси, личный опыт участия в работе студенческих отрядов, заинтересованность государства в привлечении молодых сил к решению народнохозяйственных задач позволяет сделать вывод, что впереди у стройотрядов хорошее будущее. Однако это возможно при дальнейшем совершенствовании законодательной базы в этой области и хорошем состоянии экономики республики, что создаст условия для привлечения труда студентов к строительству новых важных объектов и для работы в других сферах народнохозяйственного комплекса страны. Это свидетельствует о взаимосвязи и взаимозависимости развития экономики и размаха студенческого стройотрядовского движения. | ru |