dc.contributor.author | Хрусталев, Б. М. | |
dc.contributor.author | Лю, Т. | |
dc.contributor.author | Сизов, В. Д. | |
dc.contributor.author | Ли, Чж. | |
dc.contributor.author | Бусел, А. В. | |
dc.contributor.author | Яцевич, П. П. | |
dc.contributor.author | Афанасенко, А. А. | |
dc.contributor.author | Хоу, Д. | |
dc.coverage.spatial | Минск | ru |
dc.date.accessioned | 2024-11-27T07:54:52Z | |
dc.date.available | 2024-11-27T07:54:52Z | |
dc.date.issued | 2024 | |
dc.identifier.citation | Оценка реальных условий эксплуатации и фактических температурных изменений при моделировании состава конструктивных слоев асфальтобетона = Evaluation of Real Operating Conditions and Actual Temperature Changes when Modeling the Composition of Asphalt Concrete Structural Layers / Б. М. Хрусталев, Т. Лю, В. Д. Сизов [и др.] // Наука и техника. – 2024. – № 6. – С. 481-491. | ru |
dc.identifier.uri | https://rep.bntu.by/handle/data/150797 | |
dc.description.abstract | Все типы усовершенствованных дорожных покрытий работают в экстремальных условиях, с точки зрения воздействия нагрузок и температур. Степень этих влияний моделируется стандартизированными испытаниями, которые воспроизводят, как правило, только нагрузку при постоянной температуре. Основываясь на данных результатах, к материалам конструктивных слоев предъявляются требования, которые не полностью отражают ряд особенностей их работы в дорожном покрытии. Фактически не учитываются основные температурные воздействия и температурно-физические изменения, протекающие в асфальтобетоне, что может привести к недостаточной долговечности и надежности. Эти изменения включают в себя реакции материала на колебания температуры, что может вызвать внутриструктурные изменения и привести к повышенному трещинообразованию и ухудшению эксплуатационных характеристик. В нашей работе мы провели исследования по определению теплофизических параметров материала верхних конструктивных слоев дорожной одежды, таких как коэффициенты теплопроводности, теплоемкости, теплового расширения (сжатия). Отличительной особенностью наших экспериментов было отслеживание и определение теплофизических показателей в динамике процесса температурных изменений. В статье представлены результаты локальных экспериментальных исследований опытных образцов асфальтобетона по определению коэффициентов теплового линейного расширения, теплопроводности и теплоемкости при заданных перепадах температур. Учитывая важность этих характеристик, необходимо пересмотреть требования к материалам конструктивных слоев с целью обеспечения моделирования реальных условий эксплуатации и учета фактических температурных изменений. Основным результатом проведенных исследований можно считать выработанную методику дальнейшей работы, в которой планируется произвести учет градиента и скорости изменения температур, крупности каменного заполнителя, изменение реологических характеристик в зависимости от изменения температуры. Исследования, представленные в статье, выполнены в рамках проекта сотрудничества белорусских и китайских ученых и специалистов «Студия выдающихся зарубежных ученых по экологически чистым низкоуглеродным технологиям строительства и содержания дорожных покрытий» (грант № GZS2022004). | ru |
dc.language.iso | ru | ru |
dc.publisher | БНТУ | ru |
dc.title | Оценка реальных условий эксплуатации и фактических температурных изменений при моделировании состава конструктивных слоев асфальтобетона | ru |
dc.title.alternative | Evaluation of Real Operating Conditions and Actual Temperature Changes when Modeling the Composition of Asphalt Concrete Structural Layers | ru |
dc.type | Article | ru |
dc.identifier.doi | 10.21122/2227-1031-2024-23-6-481-491 | |
local.description.annotation | All types of improved pavements operate under extreme conditions in terms of loads and temperatures. The degree of these influences is modeled by standardized tests, which, as a rule, reproduce only the load at a constant temperature. Based on these results, requirements are imposed on the materials of structural layers that do not fully reflect a number of features of their performance in road pavements. In fact, the main temperature effects and temperature-physical changes occurring in asphalt concrete are not taken into account, which can lead to insufficient durability and reliability. These changes include the material's response to temperature fluctuations, which can cause infrastructural changes and lead to increased cracking and poor performance. In our work, we conducted research to determine the thermophysical parameters of the material of the upper structural layers of road pavement, such as the coefficients of thermal conductivity, heat capacity, and thermal expansion (compression). A distinctive feature of our experiments was the tracking and determination of thermophysical indicators in the dynamics of the process of temperature changes. The article presents the results of local experimental studies of prototypes of asphalt concrete to determine the coefficients of thermal linear expansion, thermal conductivity and heat capacity at given temperature differences. Given the importance of these characteristics, it is necessary to reconsider the requirements for materials of structural layers in order to ensure that realistic operating conditions are simulated and actual temperature changes are taken into account. The main result of the research can be considered the developed methodology for further work, in which it is planned to take into account the gradient and rate of temperature change, the size of the stone aggregate, and the change in rheological characteristics depending on the temperature change. The research presented in the article was carried out within the framework of the cooperation project between Belarusian and Chinese scientists and specialists “Studio of Outstanding Foreign Scientists on Environmentally Friendly Low-Carbon Technologies for the Construction and Maintenance of Road Pavements” (Grant No GZS2022004). | ru |