Анализ отказов и испытания передач со сложным движением звеньев
Another Title
Failure analysis and testing of transmissions with complex link movement
Bibliographic entry
Рынкевич, С. А. Анализ отказов и испытания передач со сложным движением звеньев = Failure analysis and testing of transmissions with complex link movement / С. А. Рынкевич, О. А. Сонич // Транспорт и транспортные системы: конструирование, эксплуатация, технологии : сборник научных статей / Белорусский национальный технический университет ; редкол.: С. В. Харитончик (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БНТУ, 2024. – Вып. 6. – С. 19-25.
Abstract
Рассмотрены вопросы исследования отказов в гидромеханических передачах, у которых звенья совершают сложные движения. Отмечено, что коробки передач в составе гидромеханических трансмиссий (ГМТ), являясь самыми дорогостоящими механизмами автотранспортных средств и других мобильных машин, имеют наименьший срок службы среди остальных агрегатов, причем многие элементы и сопряжения ГМТ, в частности, фрикционы переключения передач, в большой мере ограничивают надежность и долговечность. Проведен анализ причин возникновения опасных дефектов в передачах со сложным движением звеньев. Предложена конструкция мехатронной системы управления гидромеханической трансмиссии как эффективное средство диагностики и мониторинга отказов. Отмечено, что повышение надежности эксплуатации и увеличение ресурса мобильных машин, оснащенных ГМТ, а также безотказная работа фрикционов коробок передач обеспечивается путем комплексной активной диагностики их технического состояния на основе использования микропроцессорных бортовых систем. В процессе проведения ходовых испытаний были исследованы режимы трогания с места и разгона порожнего и груженого самосвала БелАЗ-7555 при автоматическом и командном режимах управления ГМТ. Приведены результаты стендовых и полевых испытаний гидромеханических передач со сложным движением звеньев.
Abstract in another language
The article considers the issues of studying failures in hydromechanical transmissions, in which links perform complex movements. It is noted that gearboxes in hydromechanical transmissions (HMT), being the most expensive mechanisms of motor vehicles and other mobile machines, have the shortest service life among other units, and many elements and couplings of HMT, in particular, gear shift frictions, greatly limit reliability and durability. An analysis of the causes of dangerous defects in transmissions with complex movement of links is carried out. The design of the mechatronic control system of the hydromechanical transmission is proposed as an effective means of diagnostics and failure monitoring. It is noted that the increase in the reliability of operation and the increase in the service life of mobile machines equipped with the HMT, as well as the trouble-free operation of the clutches of the gearboxes are ensured by complex active diagnostics of their technical condition based on the use of microprocessor-based on-board systems. During the running tests, the modes of starting and acceleration of the empty andloaded dump truck BelAZ-7555 were studied with automatic and command control modes of the HMT. The results of bench and field tests of hydromechanical transmissions with complex movement of links are presented.