Проблемы стандартизации в области зубчатых передач и некоторые результаты разработки нормативной документации. Часть 2. Стандартизация в области испытаний, нормирования надежности и вибродиагностики зубчатых передач
Authors
Date
2017Another Title
Problems in Gearing Standardization and Some Results in Normative Documentation Development. Part 2. Standardization in the Field of Testing, Rationing Reliability and Vibration Diagnostics of Gearing
Bibliographic entry
Проблемы стандартизации в области зубчатых передач и некоторые результаты разработки нормативной документации. Часть 2. Стандартизация в области испытаний, нормирования надежности и вибродиагностики зубчатых передач / В. Е. Антонюк [и др.] // Интеллектуальные системы в производстве. - 2017. - Т. 15, № 2. - С. 76-81.
Abstract
В первой статье, опубликованной в журнале «Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова» (2017, т. 20, № 2), было рассмотрено современное состояние и общие тенденции в развитии системы стандартизации в области зубчатых передач. Обсуждались проблемы гармонизации стандартов ГОСТ, СТБ с международными и национальными стандартами других стран, в частности, стандартов, регламентирующих требования по геометрии исходных контуров, показателям точности, детерминированным и вероятностным методам расчета на прочность. В данной статье рассматриваются вопросы гармонизации стандартов в области расчета несущей способности зубчатых передач и прогнозирования их ресурса. Показано, что простого механического перевода стандартов ISO недостаточно, так как в ряде отечественных стандартов имеются методики, в стандартах ISO отсутствующие. Относительно стандартов ISO по расчету нагрузочной способности зубчатых передач отмечается также, что их эффективное использование доступно только высококвалифицированным специалистам. В контексте определения рациональных норм надежности проектируемой техники в статье рассматривается случай оценки надежности проектируемого объекта с учетом взаимной коррелированности между отказами элементов на примере промежуточного вала редуктора ведущего моста грузовика с двойной центральной главной передачей. Рассматривается также целесообразность развития национальной системы стандартов в области «Надежность в технике» с точки зрения современных достижений мировой и отечественной науки в области оценки технического состояния и диагностики машин и их наиболее ответственных узлов. Отдельные разделы посвящены конкретному описанию стандартов, касающихся методов совмещенных испытаний на изгибную и контактную усталость образцов материалов для изготовления зубчатых колес, нормирования надежности механического привода и некоторых вопросов развития нормативной базы вибродиагностики.
Abstract in another language
In the first paper of this series, published in No 2, 2017 of “Bulletin of Kalashnikov ISTU " the current state and general trends in the development of the standardization system in the field of gears were considered. The problems of harmonization of GOST and STB standards with international and national standards of other countries, in particular, standards, regulatory requirements to the geometry of the basic rack tooth profiles, accuracy rate, deterministic and probabilistic methods of strength calculation were discussed. This paper discusses the issues of harmonization of standards calculation of load capacity of gears and their life-time forecasting. It is shown that simple mechanical translation of corresponding ISO standards is not enough, since there are methods in a number of national standards, that are missing in ISO standards. Regarding the ISO standards for the calculation of load capacity of gears it is also noted that their effective use is only available for highly qualified specialists. In the context of defining appropriate standards of reliability design technique the paper describes the case of assessment of reliability of the designed object, based on the mutual correlation between failures of elements on the example of the intermediate shaft of gearbox drive axle truck with dual CPU and main gear. The feasibility of development of national system of standards "Reliability in engineering" from the point of view of modern achievements of world and domestic science in the field of evaluation of technical condition and diagnostics of machines and their most critical components is considered too. Separate sections are devoted to specific description of the standards for methods of test for combined bending and contact fatigue samples of materials for the manufacture of gear wheels, the normalization of the reliability of mechanical drive and some questions of the normative basis of vibration diagnostics.