Show simple item record

dc.contributor.authorБлизнюк, О. С.ru
dc.coverage.spatialМинскru
dc.date.accessioned2018-08-02T15:06:34Z
dc.date.available2018-08-02T15:06:34Z
dc.date.issued2018
dc.identifier.citationБлизнюк, О. С. Методологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность» = Methodological Approaches to Study “Competitiveness” Notion / О. С. Близнюк // Наука и техника. – 2018. – №4. - С. 344-354.ru
dc.identifier.urihttps://rep.bntu.by/handle/data/45712
dc.description.abstractСтатья посвящена детальному и подробному анализу такой экономической категории, как конкурентоспособность. В начале статьи автор акцентирует внимание на множественности трактовок «конкурентоспособности» в зависимости от поставленных целей и задач, а также приводит описание экономической категории «конкурентного преимущества». Даны описание наиболее распространенных подходов к конкурентоспособности, основанное на мнении авторитетных ученых и исследователей (Я. Фаберберг, М. Франсис, М. Бест, А. Фигуэра), определение конкурентоспособности на микро-, мезо- и макроуровнях. Подробно описаны уровни конкурентных отношений, показаны взаимосвязь и взаимодействие между субъектами (участниками) конкурентных отношений в зависимости от уровня конкуренции (национальной, международной). С учетом подходов, разработанных авторитетными западными и отечественными учеными, представлена собственная классификация методологических подходов определения конкурентоспособности на основании факторов, обеспечивающих ее рост, и целей, которых она стремится достичь (ее качественных характеристик). Такая классификация включает семь групп теорий: производственные (теории производственной эффективности), институциональные, технологического (инновационного) развития (совершенствования), рыночные (маркетинговые), национального (общественного) благосостояния, управленческие и смешанные. Отдельно выделены показатели, на основании которых можно провести анализ конкурентоспособности (индекс потребительских цен, темп роста инфляции, динамика номинального курса белорусского рубля, темп роста ВВП, структура ВВП (доля секторов народного хозяйства), монетизация (соотношение М2/ВВП), доступность финансовых (кредитных) ресурсов: динамика ставки рефинансирования, ставки по кредитам (ломбардным, внутридневным, кредитный овернайт, ставки по операциям РЕПО), индекс цен производителей (темп роста цен на сырье и материалы, реальной заработной платы), уровень налоговой нагрузки предприятий промышленности и бизнеса, наличие налоговых льгот на ведение инновационного бизнеса (наличие инновационной составляющей в бизнесе)) и которыми предлагается дополнить формы статистической отчетности, в частности, отчеты о производстве промышленной продукции (работ, услуг), о ценах, текущих затратах на охрану окружающей среды, о выполнении научных исследований и разработок, по труду.ru
dc.language.isoruru
dc.publisherБНТУru
dc.subjectКонкурентоспособностьru
dc.subjectЭффективностьru
dc.subjectМикроконкурентоспособностьru
dc.subjectМезоконкурентоспособностьru
dc.subjectМакроконкурентоспособностьru
dc.subjectМетодологические подходыru
dc.subjectCompetitivenessen
dc.subjectEfficiencyen
dc.subjectMicro-competitivenessen
dc.subjectMeso-competitivenessen
dc.subjectMacro-competitivenessen
dc.subjectMethodological approachesen
dc.titleМетодологические подходы к исследованию понятия «конкурентоспособность»ru
dc.title.alternativeMethodological Approaches to Study “Competitiveness” Notionen
dc.typeArticleru
dc.identifier.doi10.21122/2227-1031-2018-17-4-344-354
local.description.annotationThe paper is devoted to a detailed and comprehensive analysis of such economic category as competitiveness. Its beginning is focused on plurality of interpretations for a “competitiveness” term depending on goals and objectives, and it also provides a description of such economic category as “competitive advantage”. In addition the paper describes the most widespread approaches to competitiveness based on the opinion of reputable scientists and researchers (J. Faberberg, M. Francis, M. Best, A. Figuera) and it gives a definition of competitiveness at the micro-, meso- and macro levels. Detailed description of competitive relation levels, relationship and interaction between subjects (participants) of competitive relations depending on the competition level (national, international) has been given in the paper. Taking into account the approaches developed by prestigious foreign and national scientists, the author has prepared his own classification of methodological approaches to a definition of competitiveness on the basis of factors that ensure its growth and goals which it is striving for (its qualitative characteristics). The given classification includes seven groups of theories: production theories (theories of production efficiency), institutional theories, theories of technological (innovative) development (improvement), market (marketing) theories, theories of national (social) welfare, management theories and mixed theories. In addition, some indicators have been pinpointed and these indicators make it possible to analyze competitiveness (consumer price index, growth rate of inflation, nominal exchange rate of the Belarusian ruble, GDP growth rate, GDP structure (share of national economy sectors), monetization (ratio M2/GDP), availability of financial (credit) resources: dynamics of refinancing rate, credit rates (collateral, intraday, overnight credit, rates on REPO operations), producer price index (growth rate of prices for raw materials, real wages), level of tax burden for enterprises of industry and business, availability of tax incentives for innovative business (presence of an innovative component in business)) and they are proposed to be added for the forms of statistical reports, in particular a report on production of industrial products (works, services), a report on prices, a report on current costs for environmental protection, a report on implementation of research and development, a report on labor.en


Files in this item

Thumbnail

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record