Анализ направлений совершенствования экспертных систем, применяемых в системах менеджмента качества
Another Title
Direction analysis of improvement of expert systems used in the quality management system
Bibliographic entry
Серенков, П. С. Анализ направлений совершенствования экспертных систем, применяемых в системах менеджмента качества / П. С. Серенков // Вестник Витебского государственного технологического университета. – 2015. – № 2. – С. 55-58.
Abstract
Предметом исследования является оценивание качества продукции и процессов в рамках СМК экспертными методами. Тема статьи - комплексный анализ функционирования экспертных систем в рамках СМК для случая, когда данные о качестве представлены экспертными оценками. Цель работы - идентификация и анализ источников потерь достоверности оценок, генерируемых экспертной системой, и меры снижения их влияния. В результате комплексного анализа функционирования экспертных систем в рамках СМК сформулированы источники потерь достоверности оценок, генерируемых системой: на этапе выявления и идентификации факторов xi; на этапах оцифровывания факторов Xi; на этапах получения и проверки адекватности функций связи результативности СМК или отдельных бизнес-процессов с выявленными и идентифицированными факторами. Предложен комплекс подходов, методов и технологий, позволяющих минимизировать неочевидные «погрешности» оценивания показателей результативности СМК организации (бизнес-процесса). Предлагаемая концепция совершенствования экспертных систем ориентирована на наименее информативный тип данных (экспертные оценки), имеет большой потенциал для практического применения в организациях любого профиля. Подход апробирован в ходе создания экспертной системы менеджмента процесса разработки государственных стандартов по критерию допустимого риска.
Abstract in another language
The results of a comprehensive analysis of expert systems functioning in the QMS framework for the case where data are presented as expert estimates are presented. The sources of estimates reliable losses are systematized: at the stage of factors identification and digitization, at the stage of obtaining an adequate function that relates effectiveness of QMS with identified factors. A set of approaches, methods and technologies to minimize the non-obvious estimates «errors» of effectiveness indicators are offered.